Образовательный портал
для школьников и студентов

Контакты

e-mail:

admin@mytutor.spb.ru

 

«Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»

Ознакомившись со многими пьесами А. Н. Островского, Добролюбов дал четкий анализ его произведением и озаглавил свою статью "Темное царство". Он выразил свое восхищение автору тем, что отметил правдоподобность этих пьес, назвав их пьесами жизни. Добролюбов отметил, что герои Островского - это люди, подавленные нравственным рабством. Они не могут жить иначе. Обман и подлость - это единственный способ существования. В финале своей статьи Добролюбов задает вопрос, кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства. На заданный вопрос Островский ответил в 60-м году драмой "Гроза". Именно Островский стал основателем этого жанра в русской литературе. Хотя автор и назвал свое произведение драмой, "Гроза" имеет все основания именоваться русской трагедией, так как все конструктивные элементы этого жанра в пьесе присутствуют: это и символический образ грозы, и роковая страсть героини, и зловещие предсказания старой старухи о трагической вине красоты.

Действие пьесы происходит в некотором городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. О жестоких нравах, царящих в этом городе, мы узнаем из первого явления, первого действия. Действие пьесы не случайно происходит в провинции, так как именно там раскрываются в полной мере человеческие отношения.

В Калинове сильна власть двух людей: купца Дикого, пьяницы и скандалиста и Кабанихи - домашнего тирана в женском образе. Власть Дикого держится исключительно на деньгах. Все знают, что он собой представляет, но никто с ним не хочет связываться. Репутация Кабанихи почти безупречна. Калиновцы к ней относятся хорошо, хотя знают, что она издевается над сыном и невесткой. Идеал Кабанихи - жизнь по домострою, предусматривающая беспрекословное подчинение детей родителям и жены мужу. Она мгновенно пресекает любые попытки неповиновения. Именно поэтому в ее доме каждый выживает по-своему: Тихон ей не смеет прекословить, а Варвара живет по своим принципам. Она утверждает, что можно делать все, что хочешь, лишь бы это было шито и крыто. Только Катерина в силу своих природных задатков не желает мириться с кабановскими порядками.

Критики по-разному оценивали ее поступки. Она стремилась пролить луч света в это темное кабановское царство. Добролюбов рассматривал Катерину как вольнолюбивую натуру, которая ощущала лишь одни страдания под гнетом темного царства. Ценой собственной жизни она бросила вызов привычному жизненному укладу. Григорьевсчитал, что Катерина - это органическое выражение народной души. По его мнению, девушка является вестницей идеального иного мира, страдающая под демоническим гнетом земной несправедливости. Писарев вообще серьезно к трагедии Катерины не относился. Он утверждал, что Катерина - это легкомысленная женщина, которая сама завязала все узлы конфликта и нашла самый глупый и бессмысленный выход - самоубийство.

На самом деле, Катерина - обычная земная женщина, неожиданно для себя самой полюбившая и страдающая от сознания греховности своего чувства. Она безуспешно пытается подавить в себе любовь к Борису, хочет заставить себя полюбить мужа, но не находя возможности примирить свое земное начало с благодатью небесной, идет сначала на поводу своей страсти и в итоге приходит к самоубийству.

Люди "Грозы" живут в особом состоянии мира. Название пьесы имеет некий символический подтекст. Привычной жизни жителей Калинина воспротивилась душа молодой девушки. Образ Катерины - самый сложный в пьесе Островского. В драме не раз повторяется образ птицы, в народной поэзии который является символом воли. Именно это помогает нам понять главное в характере девушки. Нежелание жить по домострою, подчиняться кабановским укладам жизни - все это подталкивает героиню на отчаянные поступки. Попав в железную клетку, вольная птица тоскует в неволе. От жертв "темного царства" Катерина отличается открытым характером, смелостью и прямотой. Даже Варваре, которая живет обманом, она говорит, что обманываться не умеет, скрывать ничего не может.

Проснувшееся чувство любви для Катерины сливается с тоской по воле. Она мечтает о настоящей и человеческой жизни. Ее любовь отличается от робкой любви жертв "темного царства". Она хочет кричать о своей любви, хочет, чтобы все знали об этом. Но в тоже время ее не покидает чувство вины перед Тихоном, который к ней всегда относился с уважением и ничего плохого ей не сделал.

Вступив в конфликт с "темным царством", она также борется с самой собой. Свойственные ей религиозные предрассудки, заставляют молодую женщину воспринять светлое чувство любви как смертный грех. Она не знает, что ей делать, мечется, тоскует, старается подавить в себе радость, озарившую ее жизнь. Если бы драма Островского завершилось сценой покаяния, то можно было бы говорить о непобедимости "темного царства". Однако пьеса заканчивается нравственной победой Катерины над внешними силами, скрывавшими ее свободу, волю и разум.

Стоя на обрыве с мыслями о самоубийстве и совершая страшный грех, она задумается не о спасении души своей, а о страстной любви, которая открылась ей. Ее поступок нельзя рассматривать как поражение, так как она не только не покорилась порядкам и укладам кабановского домостроя, но и осталась до конца верной своим представлениям о жизни.

2011 - 2014 © Веб-студия "Коацакоалькос"
Образовательный портал для школьников и студентов "Нижегородский репетитор"
мир И нет войны