Образовательный портал
для школьников и студентов

Контакты

e-mail:

admin@mytutor.spb.ru

 

За что и против чего борется Чацкий в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Формально система образов произведения « Горе от ума» соответствует традиционному набору персонажей комедии классицизма. Однако А.С. Грибоедов был одним из первых, кто вводит реалистичный способ изображения человеческих типов, изображая их как разносторонние и многомерные характеры.

Так, например, персонаж Чацкого одновременно и обличитель общественных пороков, и благородный « первый любовник», и неудачливый жених. В нем также прослеживаются яркие черты « злого умника» и романтического героя, одержимого безумной любовью. Именно эта любовь к Софье и порождает противоречия в поведении Чацкого.

Дело в том, что Александр Андреевич Чацкий - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, постоянно вступает в противодействие и категорически не приемлет ту самую среду, знакомую ему с детства, и вместе с тем те идеи, которые по рождает и пропагандирует эта среда; а с другой - глубоко и очень эмоционально «проживает» все обстоятельства, которые связанные с его безответной любовью к Софье.

Ведь, надо отметить, что именно в доме отца Софьи Фамусова, защитника самодержавно-крепостнических устоев, и Чацким, патриотом, защитником "свободной жизни", последователем идей декабристов, новых представлений о личности и ее месте в обществе, разгорается основной конфликт и напряженная борьба слова и мысли. Основная дискуссия между ними идет о достоинстве личности, ее ценности, о чести, об отношении к различного рода службе, о предназначении и месте человека в социуме.

Чацкий постоянно и язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и, как следствие, бездушие "отцов отечества", их комичное преклонение перед заморскими нововведениями, их карьеризм, а также категорическое сопротивление прогрессивному движению вперед.

И неудивительно, что Фамусов остерегается таких бунтарей, как Чацкий, так как они бессовестно посягают на тот «надежный» строй жизни, который является, можно сказать, основой благополучия для Фамусовых. Фамусов - крепостник все время поучает "нынешних гордецов", как нужно жить, ставя в пример людей из своего окружения, так называемых представителей « Старой Москвы», вызывая тем самым обличительные монологи и реплики Чацкого, который, в свою очередь, презирает, высмеивает, обвиняет, при этом не обращая никакого внимания на то, как к его неугодным размышлениям отнесутся «отцы Отечества».

Таким образом, продолжая оставаться в доме Фамусова, наш герой вынужден постоянно вступать в борьбу со всеми прототипами «фамусовского» общества (это и Фамусов, и Молчалин, а также все приглашенные на бал). Его дерзкие монологи направлены против устоев времени «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Самый яркий пример страстного и обличительного монолога Чацкого , на мой взгляд, это монолог «А судьи кто?»

В нем он резко критикует нравственные модели «века минувшего», погрязшие в трясине лицемерия и моральном рабстве. Персонаж Чацкого рассматривает многие социальные сферы жизни страны: государственную службу, современный ему уклад жизни, крепостное право, позицию и воспитание гражданина, науку и просвещение, патриотизм. И всюду герой видит процветание принципов и законов «века минувшего». Осознавая это, наш романтический герой испытывает нравственное страдание или, говоря словами Грибоедова, то самое «горе от ума».

Следует также отметить, что и не меньшее «горе от любви» испытывает Чацкий. Дело в том, что его избранница оказывается способна на ложь, женское притворство и коварство, сплетни, чтобы сделать больно, а также отомстить Чацкому за язвительные нападки на Молчалина, ярчайшего представителя тех «фамусовских устоев», с которыми так яростно борется наш герой. К сожалению, в шутливых, дерзких и язвительных репликах Чацкого взлелеянная «фамусовским обществом» и комфортно себя чувствовавшая в нем Софья не может понять боль человека, который, несмотря на все свои попытки вытянуть ее из этой трясины лицемерия и открыть ей глаза на все несовершенство и всю несостоятельность привычной ей среды, в конечном итоге, четко осознает свое бессилие перед «господствующими на свете Молчалиными».

Что же касается «привычной среды для Софьи», то в месте с тем создается также впечатление, что Чацкого неимоверно тяготит это «фамусовское общество», которое, в свою очередь, также не принимает и постоянно отталкивает «чужака» и его свободомыслие. Тому прямое подтверждение - монолог, который произносит Чацкий на очередном балу о «французике из Бордо», разоблачающий рабское преклонение перед всем иностранным и неприятие , даже презрение исконно-русских традиций, и последующая реакция на высказанные Чацким бунтарские мысли, а также цепь событий в произведении, вынудивших так и непонятого, инепринятого обществом Александра Андреевича Чацкого покинуть Москву.

Таким образом, персонаж Чацкого Александра Андреевича, яркий пример представителя молодого дворянства «Новой Москвы», так сказать, «века нынешнего». Это человек с прогрессивными взглядами на жизнь, хорошо образованный, с широким и свободными мировоззрением, а также истинный патриот и гражданин своей Родины.

Надеюсь, что вам понравилось представленное нами сочинение Грибоедов Горе от ума.

2011 - 2014 © Веб-студия "Коацакоалькос"
Образовательный портал для школьников и студентов "Нижегородский репетитор"
отношения мужчины и женщинылюбовь попробуйте послатьесть у человека меняться