Образовательный портал
для школьников и студентов

Контакты

e-mail:

admin@mytutor.spb.ru

 

Образ Базарова в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году, во времена зарождения революционных взглядов и новых идей. Главный герой произведения является представителем нового поколения. Его бунт против устаревших нравов и понятий выражается во всецелом отрицании жизненных истин, во внутреннем бунте против общественных понятий.

 По названию романа можно было бы предположить, что его тематика охватывает семейные отношения, но это не так. Идея произведения более обширна, можно даже сказать - глобальна. Речь идет о конфликте двух поколений, извечной невозможности примирения старых правил и взглядов с новыми требованиями и возможностями.

Молодой, независимый, волевой Евгений Базаров не может не вызывать восторга. Сила его характера и ума читается даже во внешности. Он мог бы добиться огромного успеха в жизни, стать уважаемым и знаменитым, но он не желал этого. У него не было излишних амбиций, он не склонен к мечтательности и даже деньги его не привлекали. Такими чертами редко наделяют молодых людей, но именно этот образ создал Тургенев, именно с его помощью он хотел воплотить идею своего романа - появление нового человека, стремящегося к демократии, зарождающего революционные идеи.

Мы встречаем Евгения, когда он приезжает с Аркадием Кирсановым в деревню его отца. Автор сравнивает главного героя с отцом Аркадия. Павел Петрович потомственный дворянин, аристократ, живущий согласно правилам и требованиям своего положения в обществе. Он противник нововведений, считает, что фундамент аристократического общества разрушить невозможно и гордиться своим происхождением. А вот Базаров наоборот, будучи сыном дворянки и уездного лекаря, отказывается от своего высокого положения, считает себя обычным человеком и решает пойти по стопам отца. Выбрав профессию врача, Евгений не стремиться зарабатывать деньги, он лечит нуждающихся бесплатно, и считает это своим долгом. Такое поведение вызвано отрицанием общественного мнения о преимуществе высокородного происхождения, о неограниченной силе богатства и о необходимости продвижения по службе. Вообще, Базаров отрицает многие жизненные нормы и делает это открыто, откровенно и дерзко. Назвать его положительным героем сложно. Но это также и не негативный персонаж. Просто в литературе еще не встречалась подобная личность, поступки и взгляды которой вызывали бы столько противоречий. С одной стороны Базаров простой, прямолинейный, уверенный в себе молодой человек. А с другой - он самоуверенный, грубый и беспринципный бунтарь. Он отрицает красоту и силу природы, существование любви и дружбы. Конечно, молодости свойственно восстание против всего окружающего и устоявшихся общепринятых правил, но в образе Евгения эти качества гораздо глубже и обоснованнее, они несут общенациональную идею необходимости кардинального изменения старых порядков.

У Базарова нет друзей. Его приятельские отношения с Аркадием Кирсановым похожи скорее на нравственные наставления. Евгений подавляет Аркадия, не принимает его как близкого человека, не раскрывает ему свою душу. Высказывая молодому человеку свои взгляды на жизнь, Базаров старается убедить его в правильности и обоснованности своих слов. Он ведет себя сдержано, не выражает излишних эмоций, не позволяет себе противоречить. Такое отношение у Евгения не только к приятелю, но и ко всем окружающим. В этом его суть - быть нравственно выше общественного мнения, не поддаваться постороннему влиянию, а наоборот, влиять на людей самому. Прототипом Евгения Базарова был реальный человек, встреча с которым произвела на Тургенева огромное впечатление. Это был человек новых взглядов, новых требований, свидетельствующий о приближении новой эпохи в развитии общества. Конечно, в своем герое автор значительно преувеличил некоторые убеждения и черты характера, но это было необходимо для выражения идеи произведения.

В жизни Базарова не существовало любви. Он опровергал и отвергал само ее существование, не мог даже предположить, что сам сможет полюбить. Свои непонятные чувства к Анне Одинцовой герой трактовал по-разному, старался очернить образ девушки. А она - сильная, уверенная в себе, откровенная - просто отвергает молодого человека, не впускает его в свою жизнь. Базаров не называет свои чувства любовью, не понимает их происхождения, не может объяснить душевную тоску. Но после общения с Анной что-то в его жизненной позиции меняется. Стараясь казаться сильным и неуязвимым, Евгений все равно чувствует душевные страдания, не может отвергнуть их существования. Его уверенность в собственной правоте ослабевает, жизнь теряет смысл. Поэтому свой страшный диагноз и неизбежность близкой смерти герой принимает стойко и спокойно. В жизни его ничего не держит, а чувство страха ему не знакомо.

 Будучи носителем новых революционных идей, герой еще не чувствует своей значимости. Не чувствует ее даже автор, позволяя Базарову умереть нелепо и бесславно. Но появление нового типа людей, стремящихся к общественному перевороту и демократии, неизбежно. Своим всецелым отрицанием Евгений выступает против абсурдности и устарелости взглядов старшего поколения. И всем известно, что конфликт между отцами и детьми всегда заканчивается победой детей, потому что они молоды, полны сил и рождены для перемен.

2011 - 2014 © Веб-студия "Коацакоалькос"
Образовательный портал для школьников и студентов "Нижегородский репетитор"